Profile

Layout

Cpanel

Колокола и колокольный звон

Ветхозаветные времена колоколов не знали. В первые века христианской Церкви колоколов также не было. В Западной Церкви они появились и зазвучали вскоре же после принятия христианства, но широко распространились с конца XVI в., а в XVII-XX вв. они так прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви и с представлением о русском народном благочестии, что вопрос об их духовно-символическом значении заслуживает особого внимания.

1

В молитвах на освящение “кампана, си есть колокола или звона” в части II Требника упоминаются семь серебряных труб, которые Господь повелел создать Моисею для созывания народа к жертвоприношению и молитве, для укрепления мужества войска во время войн. Эти серебряные трубы, в которые трубили израильские жрецы, потрясли стены враждебного Иерихона, так что не только “умными и одушевленными созданиями”, но и бездушными, как и Моисеевым жезлом и медною змеею в пустыне, Господь Бог властен творить преславные дела и чудеса “в спасение и пользу верных”. На этом основании освящаемому колоколу испрашивается Божие благословение и сила для того, чтобы слышащие его днем или ночью возбуждались к славословию имени Божия и собирались в церковь; чтобы самый звон колокола воздавал славу Богу; чтобы этим звоном освящался воздух и прогонялись из него все вредоносные силы (в т.ч. не только былые смертельные эпидемии холеры и проч., но и современные – радиация, свиной грипп, что засвидетельствовали ученые); чтобы этим звоном утишались и прекращались бури и грады, молнии и громы; чтобы, наконец, слыша его, верные рабы Божии укреплялись в благочестии и вере и мужественно противостояли “всем диавольским наветам”, побеждая их молитвой и славословием.

Благодатный звон имеет еще одно необыкновенное свойство: он распространяется в воздухе крестообразно (!), т.е. звуковые волны расходятся крестом на четыре стороны.

По сей день сохраняется практика в особо тяжких бедствиях благословлять звонить в колокола чуть не круглосуточно.

Почему именно колокола? Господь Иисус Христос говорит, что при конце мира Он “пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их” (Мф. 24:31). Апостол Павел говорит о последней трубе, которая вострубит – и совершится изменение живущих людей в бессмертные существа и воскресение умерших (1 Кор. 15:52; 1 Фее. 4:16-17).

Знаменательно, что в раннехристианские времена, в IV веке, в египетских и некоторых палестинских монастырях употреблялись именно трубы для тех же целей, для каких впоследствии стали употребляться колокола. В древние времена в монастырях для созыва братии на молитву и при богослужении для сугубого возбуждения внимания молящихся широко употреблялись деревянные, железные, медные, даже каменные била и клепала. Такие била и клепала перешли и в русские обители. Древние Уставы, которыми и ныне пользуется Церковь, составлялись до распространения колоколов. Поэтому все, что сказано в уставных текстах о биле, клепале, древе великом, следует относить к колокольному звону. Иногда даже происхождение слова “колокол” связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук-сигнал. И в деревянном биле, и в колоколе из сложного сплава, и в серебряной трубе тем важнейшим общим, что их объединяет и уравнивает, является самый звук как сигнал, соответствующий таинственному воплю в полуночи: “Вот, Жених идет, выходите навстречу ему” (Мф. 25:6), которым прикровенно изображается второе пришествие Христово. Такой сигнал есть не что иное, как благовестие о пришествии Судии и Избавителя. Звук труб, бил, клепал и колоколов — это тоже благовестие о богослужении. Поэтому колокольный звон получил в России замечательно точное название — благовест. С этой точки зрения колокольный звон для храма и прихода или для братии монастыря подобен тому, чем является для всей Вселенной Евангелие, что в переводе — кальке на русский язык значит благовестие.

В богослужебных книгах колокол называется кампан, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов, с греко-латинским названием поля — campi и с названием растущего на полях цветка колокольчик — campanula. Есть мнение, что название колокола (кампан) обусловлено тем, что, как по полю беспрепятственно может идти человек, так по воздуху свободно распространяется звук колокола.

По своей внешней форме колокол — не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.

В восточных православных странах в XI-XII вв. было немало противников колоколов, как принадлежности латинской Церкви, но в XII в. последовало официальное благословение на их употребление в Православной Церкви.

Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, и в башнях куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды или монастырской стены. В Русской Церкви в древности для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами, в которых подвешивались колокола. С XIV в. на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола. Как и звонница, колокольни строились вначале отдельно от храмов. Но в московской архитектуре XVI-XVII вв., а затем повсеместно появились храмы, построенные вместе с колокольнями, которые входят в здание храма, составляя с ним целое. Такие колокольни ставятся с западной стороны храма так, что вход в храм осуществляется через нижний этаж колокольни, который может являться в таком случае притвором. Наряду с такими колокольнями продолжали сохранять и строить храмы с колоколами в куполах на кровле или в отдельно стоящих колокольнях. Возникновение колоколен было обусловлено стремлением и возможностью создавать большие и звучные колокола. Кроме того, чем выше поднят колокол, тем дальше его слышно, так что высокая колокольня как бы заложена в самой идее колокола. Колокольня духовно может означать и гору, с которой Господь благовествовал Евангелие, и мачту корабля, где находится наблюдатель, возвещающий об опасности или приближении долгожданной цели плавания, и вершину земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба, благовествующая о Христе грядущем и начале вечной жизни.

В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений различают несколько видов звона. Благовест — это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном или перебором. Слово “звон” также имеет узкий смысл, означающий удары в несколько колоколов одновременно. Звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними, называется трезвоном. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и литургии, точнее, к часам перед литургией. К самой литургии бывает трезвон. В особо торжественных случаях сначала бывает благовест, который переходит в перезвон (перебор), а за ним следует трезвон.

Звон во время литургии и утрени призывает верующих, находящихся вне храма, соединить свои молитвы с молитвами присутствующих на богослужении. Особыми переборами и трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы.

Звоны меняются в зависимости от характера служб. Одни звоны Великим постом, иные в прочие дни года, одни в праздники, другие в будни; особые звоны к заупокойным службам. Различают праздничный, воскресный, полиелейный, будничный, малый колокола. При этом может быть несколько небольших зазвонных колокольцев различной величины, которыми сопровождается звон в основные колокола. Названия колоколов показывают и случаи, в которых каждый из них участвует в благовесте, или звоне. Искусство русского церковного колокольного звона уникально и представляет собой не только великое духовное явление, но и подлинный шедевр мировой культуры.

DSC09606

Сегодня в нашей обители есть своя колокольня, восстановлена она как точная копия прежней разрушенной. Она состоит из четырех ярусов и прекрасно вписывается в общий архитектурный ансамбль монастырского комплекса. Общая высота – 48 м, в т.ч. шпиль 10 м и трехметровый крест.

А колокола появились в восстанавливающемся монастыре почти сразу. Сначала один подвесили прямо на улице, затем построили помост – звонницу. Все наши колокола– а их 9 штук – это дар благодетеля монастыря Владимира Ивановича Акатова, ныне почившего. Самый тяжелый колокол – «всенощный» – весит 1900 кг. Колокола были отлиты в Воронеже и оказались на редкость удачного звучания и подбора в гармонии, как говорят сами мастера-изготовители: «Проезжая мимо вас, специально задерживаемся послушать звон». Развешены колокола в порядке, подобранном настройщиком. Изначально, еще на звоннице, сестры-звонари пользовались веревками, подтянутыми к колокольным языкам. Со временем выработалась своя традиция, а нынешние устройства – педали ножные и ручные – позволяют не только усовершенствовать перезвон, но и звонить самым сложным праздничным звоном всего одному звонарю. Послушание звонить в колокола знакомо многим сестрам, но освоить сложные партии дается не всем. Сложность обучения состоит еще и в том, что отрабатывать на практике ритм ударов приходится сразу «в прямом эфире» - на всю окрестность, и как правило, непосредственно в уставное время. Иногда заучивать такт и даже придумывать нечто новое приходится «на кирпичиках», чтобы привыкли руки. Но в любом случае в основе сохраняется избранный изначально основной четверичный такт, который соответствует молитвенному выражению «Благо-дать Свя-таго-Духа». Так и читаем, чтобы не сбиться.

Исполнять обязанности звонаря – это и телесный подвиг тоже, особенно зимой на ветру. Да и забираться приходится высоко и быстро, по несколько раз на день. В зимнее время утром и вечером звон затемно: верхние ярусы освещаются лампочками, точно пещерки горят высоко в очертаниях колокольни. И все же это одно из самых любимых послушаний, потому что благодатную радость от колоколов чувствуешь при первых же ударах, как бы тяжело только что не было – все как рукой снимается! Не удивительно, что паломники мечтают и просят иногда «попробовать», особенно подростки, однако это слишком ответственно, обычно разрешается постоять рядом и посмотреть.

2

Но однажды в году звонить можно всем – на Христову Пасху. Правда, приходится на колокольне непременно дежурить: потеряв голову от радости и мощности звука, буквально прыгают по педалям даже взрослые. Ну что ж, иногда приходится чинить оборванные тросы... Радость Воскресения Господня – действительно, ни с чем не сравнима. И радость пасхального колокольного звона помнится всем сердцем.


Общие сведения

Богородице-Тихоновский (Тюнин) женский монастырь является православной религиозной организацией, зарегистрированной

в Едином государственном реестре юридических лиц.

 

Полное юридическое наименование:

 

Православная религиозная организация

Богородице-Тихоновского (Тюнина) женского Епархиального монастыря г. Задонска Липецкой области Липецкой Епархии
Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

399200, Липецкая обл., Задонский р-н, с. Тюнино, ул. Соборная 5

Тел. 8 (474-71) 2-17-78

e-mail This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Расчетный счет: 40703810835060100312; ИНН 4808005328; КПП 480801001

Реквизиты Банка: Филиал № 08593/00300 ОТДЕЛЕНИЕ №8593

СБЕРБАНКА РОССИИ Г.ЛИПЕЦК

кор./сч. 30101810800000000604; ИНН Банка 770708083893; БИК 044206604

 

 

 vladyka

Священноначалие:

правящий архиерей: Высокопреосвященнейший Никон,

Митрополит Липецкий и Задонский

 
 

matushka

настоятельница монастыря

игумения Арсения (Семенова А.М.)

 

 

 26 декабря 2002 г. Св. Синод Русской Православной Церкви принял историческое решение об открытии Богородице-Тихоновского (Тюнина) женского Епархиального монастыря г. Задонска. Возглавить вновь созидаемую женскую монашескую общину в должности старшей сестры митрополит Мефодий благословил монахиню Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря матушку Арсению (Семенову).

Матушка приехала в обитель 24 июня 2002 года, и с тех пор несет послушание управления и восстановления монастыря.

17 августа 2004 г. на заседании Св. Синода РПЦ был рассмотрен рапорт епископа Липецкого и Елецкого Никона (Васина) об утверждении монахини Арсении (Семеновой) настоятельницей Тюнинского монастыря. К этому времени произошло административное разделение Воронежской и Липецкой епархии, и Богородице-Тихоновский монастырь вошел в состав новообразованной Липецкой и Елецкой Епархии.

К Пасхе 2006 г. матушка Арсения удостоена права ношения золотого наперсного креста.

По решению Св. Синода, в 2011 г. на Пасху высокопреосвященнейший владыка Никон, архиепископ Липецкий и Елецкий, вручил матушке Арсении игуменский жезл с возведением ее в сан игумении.

 

В настоящее время в числе насельниц монастыря: 4 схимонахини, 14 монахинь, 12 инокинь.

 

Комплекс Богородице-Тихоновского (Тюнина) женского монастыря как памятник отечественной истории и культуры включает Вознесенский собор 1900 г. постройки, двухэтажный корпус с храмом во имя св. князя Александра Невского, западные ворота с надвратной колокольней, храм Божией Матери в честь иконы «Живоносный Источник», монастырскую ограду, а также здание церковно-приходской школы (ныне дом паломника).

Указанные объекты культурного наследия переданы в безвозмездное бессрочное пользование Русской Православной Церкви распоряжением Министерства культуры РФ и Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 19.12.95 г. № 18/1850-р. Земельный участок площадью 4,85 га, расположенный непосредственно под объектами недвижимости религиозного назначения в пределах монастырской ограды, предоставлен Богородице-Тихоновскому монастырю в безвозмездное срочное пользование на срок безвозмездного пользования зданиями и строениями религиозного назначения (постановление главы администрации Задонского района № 767 от 1.11.2004 г.)

 

matushka-i-vladyka 

 

Престольные праздники:

Вознесение Господа нашего Иисуса Христа

Покров Пресвятой Богородицы

Иконы Матери Божией «Живоносный Источник»

Святитель Тихон Задонский

Св. благоверный вел. князь Александр Невский

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Митрофан Воронежский

Св. пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Св. великомученик и целитель Пантелеимон

Св. равноапостольный кн. Владимир

Восстановление монастыря

Комментарии