Profile

Layout

Cpanel

Воспоминания насельниц. Исцеления. Утешения духовные.

DSC09694В монастырь готовилась долго: у меня осталось трое детей на руках, и я дала обет: если воспитаю всех благополучно – уйду в монастырь. 10 лет ходила в храм, читала литературу, словом, усердно воцерковлялась. О. Варнава, ныне архимандрит Псково-Печерского монастыря, говорил – не успеешь еще всех сыновей определить, как будешь в монастыре. Мама против была, но, уже болея перед самой смертью, дала свое благословение. Т.е. Господь дал возможность успеть, ведь как быть без материнского слова? Потом не знала, какой монастырь выбрать. Советовали мне ехать в такой, где жизнь налаживается с самого начала. И вот батюшка о. Иоанн (из г. Каменска-Шахтинского) впервые ехал посетить Тюнинский монастырь, тогда еще совсем разрушенный. Ехала как на пустырь, даже подушку с собой взяла. Как только спустилась с автобуса – мысль: «Это мой дом, здесь я буду до конца дней».

1

Паломников было много, в первый же день подвел меня батюшка к настоятельнице. Матушка встретила с радостью, долго выслушивала. И в этот же день поздно вечером, затемно, во время крестного хода вокруг всего монастыря остановились, как заведено, с молитвой у развалов колокольни, а одна послушница молоденькая как закричит: «Матушка!! гляньте – Матерь Божия!» Все увидели Пресвятую Богородицу над храмом, всю в звездах! Видел весь крестный ход. Автобус уехал через три дня, а я осталась. Оказалось, что ничего не знаю о монастырской жизни, было нелегко. Прожила 3 года, послушание несла на трапезной. Смиряться пришлось!… Еще однажды был случай: сестры и та же послушница с ними слышали пение у храма, проходят мимо него и слышат – поют! А откуда певчие, храм разве открывали? Обошли вокруг – нет, все на замке. И пение красоты необыкновенной. Должно быть, ангельский хор. Ведь и Ангел Божий посылается на место разрушенного алтаря хранить святыню.

2

Дальше складывалось у меня непросто, приходилось уезжать, но вновь и вновь возвращалась. И сейчас, слава Богу, все мирские проблемы позади, и я здесь. На моих глазах прошли самые первые месяцы, как всему радовались! Когда первого бычка привезли, как бежали посмотреть. Жили в кельях по четыре человека, молитвенное правило выполняли в коридоре, храма же не было. На службу ездили в мужской монастырь – в субботу на всенощную и литургию в воскресенье. Потом отдали монастырю гостиницу. Вспоминаю, в самом начале владыка говорил нам: «Не оставляйте монастырь, стойте до конца. Если вы не сможете любить друг друга, хотя бы терпите, но из монастыря не уходите. Матушку нужно слушаться как родную мать, она дана нам от Господа, и даст за всех нас Ему ответ».

Матушка Арсения

 

***

 

 - Мы часто слышали, что наш монастырь – намоленный, благодатный, и владыка то же самое говорил. Бывали случаи исцелений, утешений духовных.

Одной сестричке было вразумление от Матери Божией: спасаться в монастырь каждую приводит Сама Богородица, а если что-то не так, то Сама и уберет.

На источнике происходили исцеления, по вере приезжавших за помощью. Так, послушница Анна уговорила взять с собой водичку одну женщину, которая была при смерти от рака в последней стадии. Набрала в бутылку, отдала ей и стала утешать: «Матерь Божия по вашей вере может исцелить». Та обещала, если не умрет, приехать снова. Сколько прошло времени – и она поправилась, приезжала еще раз.

Другой случай: одна паломница из Ростовской области приехала вместе с о. Иоанном, зрение у нее было минус 7. Батюшка отслужил водосвятный молебен полным чином у колодезя с источником, а эта женщина слезно молилась и просила помощи, затем выпила воды и умылась. А на другой день она уже читала акафист без очков!

И мой родной сын стал терять зрение. Падало резко, очки дальше носить нельзя, а он в военном училище на предпоследнем курсе, ну как бросать. Матушка сказала, иди к владыке. И вот когда он заехал к нам, подошла и говорю – операцию на глазах предлагают, что делать? Благословил оперировать, и все прошло удачно; сейчас ходит без очков.

Одна наша сестра приехала по благословению в монастырь после того, как ей поставили диагноз – рак. Были уже метастазы. После пострига (в 2008 году) она выздоровела и жива до сих пор.

3

Приезжала также одна семья, у дочки 18 лет рак желудка, операцию все время откладывали, и они стали ездить по святым местам. Приехали и сюда, побыли в Тюнино и уже собирались в Задонск. Мы разговорились, и узнав, что случилось, я посоветовала идти к владыке Никону: «Помолитесь, попросите Божией помощи и подойдите к нему, как благословит, так и сделайте». Позже я встретила эту девушку и выяснилось, что она ни на какую операцию не пошла, а стала усиленно молиться и исцелилась, вышла благополучно замуж.

Высокопреосвященнейший Никон, архиепископ Липецкий и Елецкий

Однако бывало и так, что приезжали болящие, не имея желания позаботиться о своем спасении. В одной семье девочка была духовно больна, и они искали чудес. Но просто приехать к источнику может быть недостаточно, нужно поститься, молиться, по силам трудиться – но они советам не вняли, пожили немного и так и уехали.

Другая ситуация – мать с подростком приехала специально по благословению духовника в Тюнино на источник, т.к. мальчик стал бесноваться, очень увлекшись компьютерными играми. После омовения в купели ему стало заметно лучше, и они уехали домой. А потом эта женщина была еще раз в монастыре и плакала, что сын опять взялся за компьютер, ничего не слушал, и вся беда началась снова.

 

- Исцеления от чудотворной Песчанской иконы Божией Матери известны по всей стране, и к нам ее часто привозили, оставались по несколько дней. Что ни просили у Пресвятой Богородицы – столько помощи было, были исцеления у двух сестер. А совсем недавно опять приезжала к нам Матерь Божия, и когда уже обратно собрались, мы провожаем икону – а машина заглохла, не могут понять. И тут бежит женщина с мальчиком-инвалидом, как только приложились к иконе, мальчик расплакался, а машина сразу завелась и икону увезли. Вот кого, оказывается, нужно было подождать.

 4

- У меня часто бывают сильные головные боли. Когда болит – подхожу к матушке, она перекрестит самую макушку, погладит – и голова проходит. И батюшка Иоанн также помогал – помолится, благословит, и все проходило.

 

- Читала на эту Пасху (2012 года) всю ночь Псалтирь, так матушка благословила, а все в храме, причащаются. Но не стала я отказываться, и вот уже после 12 часов слышу пение. Открываю шторку – никого не видно. А крестный ход, во-первых, по времени закончился, а во-вторых, он же вокруг храма, а окна выходят на другую сторону, услышать голоса нельзя, только колокола. Пение продолжалось долго, но на наш хор не похоже. Я и отбегала по коридору к окнам напротив – никого. И такая радость была на душе, не могу сказать, ногами земли не чувствовала. Читать надо было с 0 до 6, но так было легко! Удивительно, как хорошо и легко читалось.

Еще однажды сподобил Господь ощутить такую же радость. В одной проповеди батюшка рассказал о Пасхальной радости, и мне это запало в душу, очень хотелось испытать. И вот на Светлой седмице прихожу в храм на службу и получилось так, что взяла четыре благословения подряд – у трех батюшек и матушки. И было так хорошо на душе, думала, душа выскочит изнутри, несколько минут такое состояние было. А другой раз – уже не дал Бог.

5

Колокола и колокольный звон

Ветхозаветные времена колоколов не знали. В первые века христианской Церкви колоколов также не было. В Западной Церкви они появились и зазвучали вскоре же после принятия христианства, но широко распространились с конца XVI в., а в XVII-XX вв. они так прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви и с представлением о русском народном благочестии, что вопрос об их духовно-символическом значении заслуживает особого внимания.

1

В молитвах на освящение “кампана, си есть колокола или звона” в части II Требника упоминаются семь серебряных труб, которые Господь повелел создать Моисею для созывания народа к жертвоприношению и молитве, для укрепления мужества войска во время войн. Эти серебряные трубы, в которые трубили израильские жрецы, потрясли стены враждебного Иерихона, так что не только “умными и одушевленными созданиями”, но и бездушными, как и Моисеевым жезлом и медною змеею в пустыне, Господь Бог властен творить преславные дела и чудеса “в спасение и пользу верных”. На этом основании освящаемому колоколу испрашивается Божие благословение и сила для того, чтобы слышащие его днем или ночью возбуждались к славословию имени Божия и собирались в церковь; чтобы самый звон колокола воздавал славу Богу; чтобы этим звоном освящался воздух и прогонялись из него все вредоносные силы (в т.ч. не только былые смертельные эпидемии холеры и проч., но и современные – радиация, свиной грипп, что засвидетельствовали ученые); чтобы этим звоном утишались и прекращались бури и грады, молнии и громы; чтобы, наконец, слыша его, верные рабы Божии укреплялись в благочестии и вере и мужественно противостояли “всем диавольским наветам”, побеждая их молитвой и славословием.

Благодатный звон имеет еще одно необыкновенное свойство: он распространяется в воздухе крестообразно (!), т.е. звуковые волны расходятся крестом на четыре стороны.

По сей день сохраняется практика в особо тяжких бедствиях благословлять звонить в колокола чуть не круглосуточно.

Почему именно колокола? Господь Иисус Христос говорит, что при конце мира Он “пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их” (Мф. 24:31). Апостол Павел говорит о последней трубе, которая вострубит – и совершится изменение живущих людей в бессмертные существа и воскресение умерших (1 Кор. 15:52; 1 Фее. 4:16-17).

Знаменательно, что в раннехристианские времена, в IV веке, в египетских и некоторых палестинских монастырях употреблялись именно трубы для тех же целей, для каких впоследствии стали употребляться колокола. В древние времена в монастырях для созыва братии на молитву и при богослужении для сугубого возбуждения внимания молящихся широко употреблялись деревянные, железные, медные, даже каменные била и клепала. Такие била и клепала перешли и в русские обители. Древние Уставы, которыми и ныне пользуется Церковь, составлялись до распространения колоколов. Поэтому все, что сказано в уставных текстах о биле, клепале, древе великом, следует относить к колокольному звону. Иногда даже происхождение слова “колокол” связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук-сигнал. И в деревянном биле, и в колоколе из сложного сплава, и в серебряной трубе тем важнейшим общим, что их объединяет и уравнивает, является самый звук как сигнал, соответствующий таинственному воплю в полуночи: “Вот, Жених идет, выходите навстречу ему” (Мф. 25:6), которым прикровенно изображается второе пришествие Христово. Такой сигнал есть не что иное, как благовестие о пришествии Судии и Избавителя. Звук труб, бил, клепал и колоколов — это тоже благовестие о богослужении. Поэтому колокольный звон получил в России замечательно точное название — благовест. С этой точки зрения колокольный звон для храма и прихода или для братии монастыря подобен тому, чем является для всей Вселенной Евангелие, что в переводе — кальке на русский язык значит благовестие.

В богослужебных книгах колокол называется кампан, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов, с греко-латинским названием поля — campi и с названием растущего на полях цветка колокольчик — campanula. Есть мнение, что название колокола (кампан) обусловлено тем, что, как по полю беспрепятственно может идти человек, так по воздуху свободно распространяется звук колокола.

По своей внешней форме колокол — не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.

В восточных православных странах в XI-XII вв. было немало противников колоколов, как принадлежности латинской Церкви, но в XII в. последовало официальное благословение на их употребление в Православной Церкви.

Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, и в башнях куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды или монастырской стены. В Русской Церкви в древности для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами, в которых подвешивались колокола. С XIV в. на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола. Как и звонница, колокольни строились вначале отдельно от храмов. Но в московской архитектуре XVI-XVII вв., а затем повсеместно появились храмы, построенные вместе с колокольнями, которые входят в здание храма, составляя с ним целое. Такие колокольни ставятся с западной стороны храма так, что вход в храм осуществляется через нижний этаж колокольни, который может являться в таком случае притвором. Наряду с такими колокольнями продолжали сохранять и строить храмы с колоколами в куполах на кровле или в отдельно стоящих колокольнях. Возникновение колоколен было обусловлено стремлением и возможностью создавать большие и звучные колокола. Кроме того, чем выше поднят колокол, тем дальше его слышно, так что высокая колокольня как бы заложена в самой идее колокола. Колокольня духовно может означать и гору, с которой Господь благовествовал Евангелие, и мачту корабля, где находится наблюдатель, возвещающий об опасности или приближении долгожданной цели плавания, и вершину земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба, благовествующая о Христе грядущем и начале вечной жизни.

В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений различают несколько видов звона. Благовест — это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном или перебором. Слово “звон” также имеет узкий смысл, означающий удары в несколько колоколов одновременно. Звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними, называется трезвоном. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и литургии, точнее, к часам перед литургией. К самой литургии бывает трезвон. В особо торжественных случаях сначала бывает благовест, который переходит в перезвон (перебор), а за ним следует трезвон.

Звон во время литургии и утрени призывает верующих, находящихся вне храма, соединить свои молитвы с молитвами присутствующих на богослужении. Особыми переборами и трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы.

Звоны меняются в зависимости от характера служб. Одни звоны Великим постом, иные в прочие дни года, одни в праздники, другие в будни; особые звоны к заупокойным службам. Различают праздничный, воскресный, полиелейный, будничный, малый колокола. При этом может быть несколько небольших зазвонных колокольцев различной величины, которыми сопровождается звон в основные колокола. Названия колоколов показывают и случаи, в которых каждый из них участвует в благовесте, или звоне. Искусство русского церковного колокольного звона уникально и представляет собой не только великое духовное явление, но и подлинный шедевр мировой культуры.

DSC09606

Сегодня в нашей обители есть своя колокольня, восстановлена она как точная копия прежней разрушенной. Она состоит из четырех ярусов и прекрасно вписывается в общий архитектурный ансамбль монастырского комплекса. Общая высота – 48 м, в т.ч. шпиль 10 м и трехметровый крест.

А колокола появились в восстанавливающемся монастыре почти сразу. Сначала один подвесили прямо на улице, затем построили помост – звонницу. Все наши колокола– а их 9 штук – это дар благодетеля монастыря Владимира Ивановича Акатова, ныне почившего. Самый тяжелый колокол – «всенощный» – весит 1900 кг. Колокола были отлиты в Воронеже и оказались на редкость удачного звучания и подбора в гармонии, как говорят сами мастера-изготовители: «Проезжая мимо вас, специально задерживаемся послушать звон». Развешены колокола в порядке, подобранном настройщиком. Изначально, еще на звоннице, сестры-звонари пользовались веревками, подтянутыми к колокольным языкам. Со временем выработалась своя традиция, а нынешние устройства – педали ножные и ручные – позволяют не только усовершенствовать перезвон, но и звонить самым сложным праздничным звоном всего одному звонарю. Послушание звонить в колокола знакомо многим сестрам, но освоить сложные партии дается не всем. Сложность обучения состоит еще и в том, что отрабатывать на практике ритм ударов приходится сразу «в прямом эфире» - на всю окрестность, и как правило, непосредственно в уставное время. Иногда заучивать такт и даже придумывать нечто новое приходится «на кирпичиках», чтобы привыкли руки. Но в любом случае в основе сохраняется избранный изначально основной четверичный такт, который соответствует молитвенному выражению «Благо-дать Свя-таго-Духа». Так и читаем, чтобы не сбиться.

Исполнять обязанности звонаря – это и телесный подвиг тоже, особенно зимой на ветру. Да и забираться приходится высоко и быстро, по несколько раз на день. В зимнее время утром и вечером звон затемно: верхние ярусы освещаются лампочками, точно пещерки горят высоко в очертаниях колокольни. И все же это одно из самых любимых послушаний, потому что благодатную радость от колоколов чувствуешь при первых же ударах, как бы тяжело только что не было – все как рукой снимается! Не удивительно, что паломники мечтают и просят иногда «попробовать», особенно подростки, однако это слишком ответственно, обычно разрешается постоять рядом и посмотреть.

2

Но однажды в году звонить можно всем – на Христову Пасху. Правда, приходится на колокольне непременно дежурить: потеряв голову от радости и мощности звука, буквально прыгают по педалям даже взрослые. Ну что ж, иногда приходится чинить оборванные тросы... Радость Воскресения Господня – действительно, ни с чем не сравнима. И радость пасхального колокольного звона помнится всем сердцем.


Восстановление монастыря

Комментарии