Profile

Layout

Cpanel

Чтение Неусыпаемой Псалтири

krestЧтение Неусыпаемой Псалтири началось совершаться в монастыре в 2004 году, и с тех сестры несут это молитвенное послушание круглосуточно без перерыва, сменяя друг друга. На каждый день и каждую ночь матушка игумения составляет расписание, одна смена длится два часа.

Сестры совершают чтение в полном монашеском или иноческом облачении. Меняясь сменами, матушки делают два поклона перед иконами, третий друг другу, при этом просят прощения и благословения, и в ответ произносят: «Бог простит и благословит!»

Раньше Псалтирь читали в домовой церкви, но на время богослужений приходилось перемещаться с книгами и помянниками, что было неудобно. По существующему уставу саму книгу Псалтири никогда не закрывают. Сегодня чтение Псалтири совершается по благословению в особой молельной келье – псалтирной.

Отдельные помянники (синодики) ведутся для молитвы о здравии и спасении живущих, и за упокой души усопших православных христиан. Заздравные и заупокойные синодики вычитываются поочередно.

В монастыре молятся о здравии священноначалия, об общем нашем духовном отце владыке Никоне, о насельниках соседних монастырей и всем причте церковном, о благодетелях и их сродниках, жертвователях и обо всех труждающихся в монастыре. Также перечисляются по порядку все имена, заказанные на помин.

На практике за каждые сутки все помянники успевают прочитать несколько раз. Так что, в зависимости от количества текущих имен, каждый человек поминается около пяти раз в сутки.

При этом, после чтения каждой части кафизмы, называемой «Слава» (в каждой кафизме по три «Славы»), произносятся установленные молитвы, в зависимости от читаемого помянника - о здравии или о упокоении.

Среди молитв, входящих в Устав Неусыпаемой Псалтири при чтении о здравии, включены особенные молитвы о России и обо всех христианах:

 

Отец наш Небесный! Именем Господа нашего Иисуса Христа и Матери Его, Пресвятой Девы Марии, и всех святых Твоих, молим Тя, услыши нас грешных, молящихся Тебе. Прости грехи отцев наших, спаси землю Русскую - удел Богоматери и русский народ от всех врагов, и укрепи державу Твою и веру православную.

 

Господи Иисусе Христе, Боже наш! Приими от нас, недостойных раб Твоих, усердное моление сие, и простив нам вся согрешения наша, помяни всех врагов наших, ненавидящих и обидящих нас, и не воздаждь им по делом их, но по велицей милости Твоей обрати их неверных ко правоверию и благочестию, верных же во еже уклонитися от зла и творити благое. Нас же всех и Церковь Твою Святую всесильною Твоею крепостию от злаго обстояния избави. Отечество наше от лютых безбожников и власти их свободи, верных же раб Твоих, в скорби и печали день и ночь вопиющих к Тебе, многоболезненный вопль услыши, Многомилостиве Боже наш, и изведи из истления живот их; подаждь же мир и тишину, любовь и утверждение и скорое примирение людем Твоим, ихже Честною Кровию искупил еси. Но и отступившим от Тебе и Тебе не ищущим явлен буди, во еже ни единому от них погибнути, но всем им спастися и в разум истины приити, да вси в согласном единомыслии и в непрестанной любви прославляют Пречестное Имя Твое, Терпеливодушне, Незлобиве Господи, во веки веков. Аминь.

 

Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих, зде ныне поминаемых, словами Божественной Псалтири Твоея, чтомой о спасении рабов твоих. Попали, Господи, терния всех их согрешений, да вселится в них благодать Твоя святая, опаляющая и очищающая всего человека. Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Совершается в монастыре также вечное поминовение (т.е. пока существует монастырь) – и о здравии, и об упокоении. Когда сообщают о смерти кого-либо, кто был записан на вечный помин о здравии, его имя переносится в заупокойный синодик.

 

Об упокоении читаются следующие молитвы:

 

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшихся рабов Твоих, братий и сестер наших, и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольныя их согрешения и невольныя, избави их вечныя муки и огня геенскаго и даруй им причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последнего своего издыхания исповеда. Темже милостив тем буди и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Упокой, Господи Иисусе Христе, души усопших рабов Твоих, зде ныне поминаемых; приклони ухо Твое и услыши смиренное моление мене, непотребной рабы Твоея, в воню благоухания духовнаго Тебе за люди Твоя приносимое чтением Божественной Псалтири Твоея, и прости им вся согрешения вольныя и невольныя, и даруй им Царствие Небесное, яко Твоя есть сила и слава, честь и держава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

В конце своей череды, меняясь с сестрой, молятся Господу и о прощении, если вольно или невольно отвлекалась во время совершения чтения Псалтири:

 

Господи, аще который псалом прочитах без внимания или рассеяхся в помыслах, прости и спаси мя по милости Твоей!

 

Чтение Неусыпаемой Псалтири любимо среди сестер, оно протекает в тишине, благоговейной настроенности и умиряет душу. Псалтирь воспринимается как неотъемлемая часть молитвенной монастырской жизни; недавно принятым в число насельниц сестричкам особенно радостно и важно, когда их впервые благословляют к чтению и назначают время. А еще совершение Псалтири означает проявление любви к ближним (и родным, и совсем чужим людям); особенно трогает, когда упоминаются «тяжко болящие», «страждущие», «заблудшие», «без вести пропавшие»… Много в наше время горя у людей. Иногда матушка игумения благословляет сугубо поминать, если у кого-то чрезвычайные обстоятельства. Но и истинную радость испытываешь, и укрепляется вера, когда люди милостью Божией выздоравливают, получают помощь и сообщают об этом с благодарностью.

 

Значение Псалтири. Святые отцы о чтении Псалтири

 

Псалтирь называют боговдохновенной, т.е. внушенной Самим Богом.

Сама Псалтирь составлена, как известно, святым праведным царем Давидом (жил ок. 1005 — 965 до Р.Х.) Этот величайший правитель древнего Израиля, любимый всем народом, воин и строитель, поэт и псалмопевец, отличался горячей верой и любовью к Богу. Впав однажды в тяжкий грех, он принес такое покаяние, искупление и глубочайшее смирение, несмотря на свое царское достоинство, что вымолил прощение и обрел еще больше милости у Господа. Самый известный псалом, который знает наизусть каждый православный, - псалом 50, составлен св. Давидом как раз в момент раскаяния и оплакивания греха.

Не все псалмы несут покаянный характер, многие написаны псалмопевцем во славу Бога, в благодарность за благодеяния, они – хвала Господу и победная песнь; иные псалмы являются нравоучительными. В них можно найти отзвук своим душевных переживаниям в любой жизненной ситуации, в печали и радости. Всего в составе Псалтири 20 кафизм. Чтение Псалтири является неотъемлемой частью не только личной молитвенной жизни каждого христианина; псалмы вошли в общецерковное, богослужебное употребление; псалмы и целые кафизмы обязательно звучат и на вечерне, и на утрене, и на божественной литургии.

Духовное значение Псалтири и великую силу ее молитвенных песнопений раскрыли святые отцы Церкви; составлены многочисленные толкования на псалмы. И сегодня всем христианам батюшки советуют не оставлять домашнее чтение Псалтири, поскольку эта молитва обладает исключительной духовной силой, она очищает душу, укрепляет в невидимой духовной брани.

При этом затруднения в понимании смысла текста не должны останавливать чтение, а буквальное и самовольное его толкование вовсе недопустимы, поскольку в Псалтири содержится много аллегорий. И лучше читать псалмы на церковно-славянском языке, а для понимания пользоваться русским переводом и толкованиями святых отцов.

 

Святитель Тихон Задонский: «Утешение принимай из святых псалмов».

«Действительно, Откуда нам брать утешение, когда мы уже по действию силы вражьей чувствуем себя совершенно оставленными, совершенно униженными, совершенно оскорблёнными, совершенно разбитыми, совершенно обречёнными? В том числе из псалмов».

Сам свт. Тихон Псалтирь знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы.

 

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Книга Псалтирь — возвышеннейшая духовная книга. В ней глубоко и подробно описан внутренний подвиг воина Христова. Часто употреблены преобразовательные тени и иносказания, дающие книге таинственность и темноту (не без причины на ней завеса!). Не надо принимать ее буквально: буквальное разумение Писания убивает душу. Необходимо разумение духовное: оно оживотворяет, поставляет на стези правые, святые».

 

Свт. Григорий Богослов: «Псалтирь есть хлеб Ангельский, имже питаются души, Бога алчущие».

 

Св. праведный Иоанн Кронштадтский: «Где теперь чтение в домах богодухновенной Псалтири, внушающей такую великую веру в Бога, такое крепкое упование на Бога в напастях, в болезнях, в бедах и скорбях, и такую пламенную любовь к Богу? Где чтение богодухновенных псалмов, которое было любимым чтением наших предков, не простых только, но бояр и самих князей? Нет его: зато нет во многих веры, упования христианского и любви к Богу и ближнему, а есть безверие, отчаяние, ненависть. Нет пламенной молитвы, нет чистоты нравов, нет духа сокрушения о грехах и умиления, нет правды, мира и радости в Духе Святом. Большинство христиан проникнуты духом мира, духом журналов, газет и вообще светских писателей, кои сами проникнуты в свою очередь языческим, а не христианским, духом отрицания богодухновенности Священного Писания и превозношения себя самих, своего гордого и напыщенного разума, духом житейской суеты.

 

Боговдохновенные песнопения Давида руководят всех к молитве, преданности к Богу, славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и сладость их, польза их для душ благочестивых неисчислима…»

 

Прп. Амвросий Оптинский: «На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими».

 

Блаженный Августин: «Любовь к псалмопению породила монастыри».

«Пение псалмов души украшает. Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тьмы, содевает святыню… диавола постыждает, Бога показует… гнев сокрушает, хвала Божия непрестанная есть. Подобно есть меду пение псалмов!»

 

Прп. Ефрем Сирин: «Самый острый меч на диавола – псалом в устах монаха. Псалом да будет непрестанно в устах твоих».

 

Прп. Нил Синайский: «Молитвенный псалом да будет в устах твоих, ибо произнесение Божия имени обращает в бегство демонов».

 

Старец Иероним Санаксарский: «Где читают Неусыпаемую Псалтирь - это как огненный столп до неба».

 

Прп. Парфений Киевский: «Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо Слово Божие огнь поядаяй есть».

 

Прп. Серафим Саровский: «Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири… От сего бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным».

Батюшка Серафим при жизни своей заповедал сестрам устроенной им Дивеевской общины читать Псалтирь денно и нощно в церкви, двенадцати сестрам, меняясь через каждые два часа, и читать вслух непременно в течение всего года, кроме Пасхи.

 

Схиигумен Савва (Псково-Печерский): «Чтение Псалтири необходимо для Иисусовой молитвы, псалмы и Иисусова молитва — живая вода из одного источника: Псалтирь поддерживает Иисусову молитву, как стены храма — его кровлю».

Старец очень любил Псалтирь. В какой-то период жизни он испытывал некоторые трудности: не хватало времени на все, чувствовалась немощь, уныние. И вот однажды в тонком сне явилась ему Пресвятая Владычица и тихо сказала: "Чадо! А Псалтирь-то читать надо! Это жизнь твоя!" И все трудности как рукой сняло. С тех пор он уже никогда не прекращал чтение Псалтири, а впоследствии возглавил чтение "Неусыпаемой Псалтири" в Псково-Печерской обители.

 

Старец Паисий Святогорец: «Своим настоящим приношением миру я считаю те полтора часа, в течение которых читаю Псалтирь. На все остальное я смотрю как на развлечение: придут, несчастные, выговорят мне свою боль, ну, дам им какой-никакой совет. Поэтому я не считаю помощь своим собственным приношением: людям помогает молитва. Если бы я мог отдавать молитве все свое время, то помогал бы миру больше.

Действительно, псалмопение вместе с Иисусовой молитвой очень помогает в подобных случаях. Оно делает душу нежной, услаждает её, потому что постоянные скорби и боли угнетают душу, и она охладевает».

 

Прп. Амвросий Оптинский: «На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень.

И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими».

 

 

Старец Арсений Исихаст: «Все Священное Писание богодухновенно, и мы должны читать его всё. Из Ветхого Завета особенное внимание нужно уделять Псалтири. Это очень сильная молитва».

 

Святитель Григорий Нисский: «Псалмы так приятны и сладки, что их изучают не только совершенные мужи, уже очистившие свои душевные чувства, но и жены усвояют их себе, как собственное достояние, и дети находят в них удовольствие, как бы в забавах, а для слабых они заменяют жезл и дают им покой; веселящиеся почитают пение псалмов даром, им принадлежащим, равно как и те, которые находятся в печальном расположении, по причине своих обстоятельств думают, что эта книга Священного Писания именно им дарована. Люди, путешествующие и плавающие по морю, проводящие жизнь сидячую за своими занятиями, вообще мужи и жены всякого состояния, здоровые и больные, почитают потерей для себя, когда не имеют в устах своих возвышенных поучений Давидовых. Даже на пиршествах и брачных торжествах принимают веселящиеся Псалтирь как одну из принадлежностей веселья, не говоря уже о священном употреблении псалмов на всенощных богослужениях и пении оных в церкви».

 

Иоанн Златоуст: «Уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтирь. Вельми бо есть полезно еже поучатися псалмом и прочитати прилежно Псалтирь. Вся бо нам книги на пользу суть и печаль творят бесовом, но не якоже Псалтирь: сего ради да не нерадим».

 

Афанасий Великий: «Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны».

 

Василий Великий: «Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен».

«Не мози ни единого дня оставити без пения псалтирного. Аще некою нуждою оставиши, оттоле заложив, во утрие паки начни, а не престани лености ради… И аще исправиши реченная и научишися заповедям Божиим, то открыет Господь очи твои и уразумееши чудеса от Закона Его». Аминь.

 

Псалом — тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность.

Псалом — посредник дружбы, единение между далекими, примирение врождующих.

Псалом — убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен.

Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища.

Псалом — занятие Ангелов, небесное сожительство, духовный фимиам. Это — мудрое изобретение Учителя, устроившего, чтобы мы пели, и вместе учились полезному. От сего и уроки лучше напечатлеваются в душах. Ибо с принуждением выучиваемое не остается в нас надолго; а что с удовольствием и приятностию принято, то в душах укореняется тверже.

Хронология

1772 г. – обустройство родника святителем Тихоном Задонским

1813 г. – обещание А.Ф. Викулина епископу Антонию (Соколову) построить церковь у святого источника

15 августа 1814 г. – построен и освящен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

1814 г. – поселение при храме подвижниц-отшельниц; возникновение общины

1820 г. – стараниями А. Ф. Викулина начата другая каменная церковь во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского

1823 г. – кончина основателя монастыря Алексея Федоровича Викулина

ок. 1825 г. – освящение Александро-Невского храма

1827 г. – начало притеснений со стороны городских властей и В.Ф. Викулина. Закрытие церкви

1842 г. – против сестер составляется бумага, в которой от имени города выражается решение удалить их с Богородице-Тихоновского урочища

1853 г. – Е.Н. Богачева начинает хлопотать в Петербурге об утверждении в Тюнино женской общины

1859 г. – рассмотрение дела отшельниц в Гражданской Палате г. Воронежа; отмена решения об их выселении

1860 г. – утверждение Богородице-Тихоновской женской общины

1861 г. – открытие мощей и прославление святителя Тихона Задонского. Кончина Е.Н. Богачевой

1861 г. – настоятельницей общины становится монахиня Воронежского Покровского монастыря Евсевия.

3 февраля 1863 г.– кончина матушки Евсевии

13 февраля 1863 г.– указ о назначении настоятельницей общины монахини Поликсении (Кондратьевой) из того же Воронежского Покровского монастыря

26 июня 1863 года – закладка пристройки с двумя престолами к церкви Живоносного Источника

21 июля 1864 г. – освящение правого придела алтаря во имя свв. Митрофана и Тихона

1 мая 1865 г. – освящение левого придела алтаря во имя св. Иоанна Крестителя

1октября 1868 г. – освящение в Александро-Невском храме престола во имя св. равноапостольного князя Владимира и св. великомученика и целителя Пантелеимона

12 ноября 1868 г. – обновление алтаря и освящение главного престола в честь св. блг. князя Александра Невского

25 октября 1866 г. – настоятельница м. Поликсения подала прошение об утверждении монастыря в Богородице-Тихоновской общине

19 января 1867 г. – матушка выехала в Петербург для ходатайства в Священном Синоде

21 октября 1867 г. – утверждение Богородице-Тихоновского женского общежительного монастыря

12 ноября 1867 г. – возведение матушки Поликсении в сан игумении

12 декабря 1867 г. – первое пострижение сестер в мантию и в рясофор

1873 г. – обновление всех трех иконостасов Богородице-Тихоновской церкви: освящение малых – в конце сентября 1873 года, главного, Живоносного Источника – 4 августа 1874 года;

1879 г. – выстроена новая колокольня

2 июля 1889 г. – закладка камня под строительство Вознесенского собора

октябрь 1892 г. – завершение основного строительства собора

17 октября 1894 года – назначение штатным диаконом монастыря о. Александра (Вислянского)

24 ноября 1894 г. – кончина матушки Поликсении

ок. 1895 г. – назначение настоятельницей монастыря монахини Клавдии (Нарциссовой)

ок. 1897 г. – возведение матушки Клавдии в сан игумении

14 августа 1900 г. – освящение Вознесенского собора (главного престола)

16 августа 1900 г. – освящение боковых приделов собора: правого в честь Покрова Пресвятой Богородицы; левого – в честь святителя Николая Чудотворца

5 марта 1920 г. – начало изъятия монастырского имущества большевиками

20 августа 1920 г. – кончина игумении Клавдии; избрание сестрами старшей монахиней матушки Мелитины (Введенской)

октябрь 1920 г. – вселение в монастырь детской колонии

ок. 1922 г. – возведение монахини Мелитины в сан игумении

1922 г. – официальное упразднение монастыря и переименование его в трудовую общину

30 апреля 1922 г. – подписан договор с отделом коммунального хозяйства Задонского уисполкома об аренде зданий и построек женского Тюнинского монастыря сроком на 10 лет;

4 мая – 9 июня 1922 г. – изъятие церковных ценностей монастыря; сопротивление местных жителей; обстрел монастыря вооруженным отрядом ЧК;

осень 1929 г. – усиление антирелигиозной кампании в районе; обсуждение вопроса о выселении сестер из зданий монастыря под предлогом организации коллектива;

7 февраля 1930 года – арест о. Александра (Вислянского) в селе Семидесятное Гремяченского района Усманского округа

10 февраля 1930 г. – принято к производству дело № 453 по обвинению «бывших» монахинь и священнослужителей Тюнинского монастыря в деяниях, подпадающих под статью 58/10 Уголовного кодекса;

ночь на 12 февраля 1930 г. – арестованы и отвезены в Елецкую окружную тюрьму 15 человек, в том числе о. Гордей (Аргунов), иеродиакон Серафим (Меренков), игумения Мелитина (Введенская), 12 человек монахинь и послушниц; монастырь закрыт и имущество конфисковано;

21 февраля 1930 года – расстрелян о. Александр (Вислянский)

13 мая 1930 г. – м. Мелитина и о. Гордей приговорены к высшей мере наказания – расстрелу; 13 человек осуждены к различным срокам лишения свободы

1931 г. – осуждена к лишению свободы монахиня Тюнинского монастыря Д.П. Болдырева

1930-1994 г. – размещение на территории монастыря колхоза; машинно-тракторной станции; совхоза «Задонский»

 

23 мая 1989 г. – заключение о реабилитации невинно осужденных священнослужителей и монахинь Тюнинской обители

осень 1994 г. – начало восстановления Богородице-Тихоновского женского монастыря

21 марта 1995 г. – обращение митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) к главе администрации Липецкой области Наролину М.Т. с просьбой о передаче монастырского комплекса Русской Православной Церкви

19 декабря 1995 г. – распоряжение Госкомимущества и Минкультуры РФ о передаче имущества монастыря в безвозмездное пользование

24 июня 2002 г. – появление первых сестер в монастыре; назначение начальницей монастыря насельницы Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря
м. Арсении (Семеновой)

26 декабря 2002 г. – решение Священного Синода РПЦ об открытии монастыря

16 августа 2003 г. – первое богослужение в домовом храме в честь Живоносного Источника

август 2004 г. – утверждение матушки Арсении в сане настоятельницы

1 июля 2006 г. – освящение Александро-Невского трапезного храма правящим архиереем епископом Никоном

Пасха 2006 г. – матушка Арсения была удостоена права ношения золотого наперсного креста

2008 г. – переселение последних семей, проживавших в частных домах на территории монастыря

21 октября 2009 г. – освящение и поднятие креста на колокольню

декабрь 2009 г. – перешли на постоянный круг богослужений (ежедневное совершение божественной литургии)

4 апреля 2010 г. – на Пасху в Вознесенском соборе совершилась первая Божественная литургия

23 июня 2010 г. – епископ Липецкий и Елецкий, освятил правый придел собора в честь Покрова Божией Матери

1 июня 2011 г. – освящение центрального престола Вознесенского собора архиерейским чином, совершенное владыкой Никоном

декабрь 2011 г. – восстановление (в основном) монастырской стены

Пасха 2011 г. – возведение матушки Арсении в сан игумении с вручением игуменского жезла

24 июня 2012 г. – десятилетие возрождения монастыря

 

 

Список литературы и источников, использованных при подготовке материалов сайта

  1. Иеромонах Геронтий. Задонский Богородице-Тихоновский (Тюнин) женский монастырь; 1893 год.

  2. А.Ю. Клоков, Л.А. Морев, А.А. Найденов. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район. Часть I – Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2007 год.

  3. Богородице-Тихоновский (Тюнинский) женский монастырь. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2004 г.

  4. Игумения Поликсения Богородице-Тихоновского монастыря (при селе Тюнино) г. Задонска. 1810—1894 гг. // Воронежские епархиальные ведомости. 1916. №38. С. 1022—1030; №40. С. 1081-1090; № 42. С. 1142-1152.

 

  1. Иеромонах Геронтий. Задонский Богородице-Тихоновский (Тюнин) женский монастырь; 1893 год.

  2. А.Ю. Клоков, Л.А. Морев, А.А. Найденов. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район. Часть I – Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2007 год.

  3. Богородице-Тихоновский (Тюнинский) женский монастырь. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2004 г.

  4. Игумения Поликсения Богородице-Тихоновского монастыря (при селе Тюнино) г. Задонска. 1810—1894 гг. // Воронежские епархиальные ведомости. 1916. №38. С. 1022—1030; №40. С. 1081-1090; № 42. С. 1142-1152.

Восстановление монастыря

Комментарии