Profile

Layout

Cpanel

1888-1917 годы

1888-1917 гг.

К 1888 году стало ясно, что прежние церкви (холодная и теплая), тесные и не вмещавшие по праздникам всех желающих, за давностью лет стали еще и «весьма непрочны». К тому же матушке Поликсении хотелось придать всей Тюнинской обители более величественный вид, ведь две небольших церкви монастыря теперь были почти полностью не видны за оградой. Новая проблема стала весьма затруднительной для настоятельницы и сестер обители, ибо необходимые средства для ее решения пока отсутствовали. Но молитвами насельниц и попечением матушки игумении удалось уже вскоре собрать около 15000 руб. на постройку нового храма.

Тогда и было решено просить епархиальное начальство о разрешении приступить к его постройке. В ноябре 1888 г. получено благословение на то епископа Воронежского и Задонского Вениамина (Смирнова). Проект новой пятиглавой соборной церкви с тремя престолами выполнен воронежским губернским архитектором А.А. Кюи1.

В 1889 г. «с открытия весны началась подготовка разного материала для постройки церкви в надежде на Господа, Царицу Небесную, с молитвами святителю Тихону послать благодетелей в помощь обители для святого и великого дела».

2 июля 1889 г. после молитв ко Господу, «при торжественном служении литургии архимандритом Задонского Богородицкого монастыря Прокопием и другими священнослужителями, в присутствии некоторых из благодетелей и посетителей обители освящено было место среди монастыря против колокольни и сделана закладка собора. Столь великое это было утешение для монастыря, что на время оказалась забыта и предстоящая забота. И вот, слава Богу, началась спешная работа, четыре года продолжаясь безостановочно, по силе средств, посылаемых Господом и Царицей Небесной за молитвами святителя Тихона от добрых благодетелей на храм Божий».

В октябре 1892 г. кладка стен была окончена и поставлена железная кровля, вымощен пол, вставлены окна, установлены «железные кресты на главах в небогатом виде и окрашены желтой краской», осталось установить иконостас. Однако силы матушки Поликсении. для которой постройка монастырского собора стала главным и завершающим делом всей жизни, были на исходе. После завершения основного строительства соборного храма игумения уже не стала браться за его отделку, а начала готовиться к мирному завершению своего земного пути. Последние месяцы жизни матушка Поликсения, несмотря на старческую слабость и болезни, не отказывалась от посещения храма и полулежа слушала церковные службы. Скончалась она 24 ноября 1894 г. в возрасте 83 лет. Двенадцать печальных ударов в большой монастырский колокол возвестили всем насельницам обители, что не стало их общей матери и молитвенницы.

После отпевания на четвертый день, совершенного архимандритом Иоанникием, 24 священниками и 6 диаконами, тело матушки Поликсении было погребено согласно ее желанию под полом новостроящегося собора, с правой стороны, в усыпальнице.

Некоторое время должность настоятельницы Богородице-Тихоновского монастыря оставалось вакантной: не просто было подыскать замену столь достойной предшественнице. Но, в конце концов, епархиальное начальство остановило свой выбор на монахине Клавдии (в миру Ксения Нарциссова, дочь дьячка из Рязанской губернии), которая и получила благословение возглавить сестринскую общину Богородице-Тихоновского Тюнинского монастыря. Спустя почти три года матушка Клавдия, зарекомендовавшая себя опытной управительницей, возведена была в сан игумении.

Основные труды и заботы новой настоятельницы первоначально были связаны с окончанием постройки и отделки соборного храма монастыря. Сооружение и отделка новой соборной церкви с главным престолом во имя Вознесения Господня, а также двумя приделами (правый – в честь Покрова Божией Матери, левый – во имя св. Николая Чудотворца)2 обошлись в сумму, превышающую 80 тыс. руб. Размеры Вознесенского собора: длина с алтарем и папертью 54 аршина, ширина 30 аршин высота до карниза – 50 аршин. На храме пять глав и малая над алтарем3. В плане храм имел форму креста, был холодный, без отопления. Окон всего 36, их них три итальянских; в западной части храма устроены небольшие хоры, тогда из-за отсутствия лестницы никем и ничем не занимаемые4.

Отделку храма игумения Клавдия исполнила вполне блестяще. Преосвященный Владимир епископ Острогожский, осматривая внутренность храма, восхищался его внутренним благолепием и с похвалой отзывался об умении и эстетическом вкусе матушки и ее сестер – сотрудниц. Иконостас храма четырехъярусный, покрыт позолотой, иконы художественной работы на золотом чеканном фоне исполнены в Москве в мастерской Ахапкина. Весь храм внутри был оштукатурен и окрашен в светло-голубую краску с различными оттенками по карнизам, панели окрашены в коричневую краску. Свод алтаря, купол храма и колонны расписаны стенною живописью местным мастером; в качестве образца использовались альбомы Киевского Владимирского собора. Вся утварь нового храма была очень изящной работы: запрестольный крест, образ Богоматери и хоругви металлические ажурной работы с эмалевыми украшениями. Люстры – большая о 30 свечах, в середине, меньшие о 8 свечах – пред придельными иконостасами. Храм своим внутренним украшением, обилием света, хорошим резонансом производил на молящихся возвышающее душу впечатление.

 

foto-nachala-20-v-mal-razmer

 

Епископ Воронежский и Задонский Анастасий (Добрадин) сам приехал на освящение престолов нового собора в 1900 г. Главный, Вознесенский престол, освящен архиерейским чином 14 августа, а правый Покровский – 16 августа. «Накануне освящения в 6 часов вечера началось всенощное бдение на средине храмовому празднику – Вознесению. Преосвященный Анастасий в этот день служил всенощную в Задонском Богородицком монастыре. На другой день священником Иоанном Лебедевым отслужена была в летней церкви Тюнинского монастыря ранняя литургия, после которой в эту церковь были перенесены св. мощи и положены на св. престоле. В восемь с половиной часов после водоосвящения начался благовест к литургии. Ровно в 9 часов прибыл Преосвященный Анастасий, встреченный настоятельницей с сестрами у паперти собора. После обычной встречи в храме и предначинательных входных молитв Преосвященный, облачившись посредине храма на особом возвышении во все архиерейские одежды, облекся поверх саккоса в белую срачицу. Сослужащие же ему иереи, облачившись в алтаре, при белых фартуках вышли на средину храма и в сопровождении Владыки перенесли стол с приготовленными принадлежностями освящения в алтарь и приступили к освящению престола, совершенному с особой торжественностью и с полным благоговением. По освящении престола, окаждении всего храма с окроплением св. водой и помазании частей его св. миром Преосвященный с крестным ходом отправился в холодную церковь, откуда крестный ход со св. мощами, несомыми Владыкою, направился вокруг новоустроенного храма. Когда крестный ход остановился в притворе храма, совершено было обычное знаменательное и умилительное «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечныя и внидет Царь Славы», на каковые слова, произносимые Владыкою, нежные детские голоса архиерейских певчих, как бы голоса ангелов, ответствовали стройным пением: «Кто есть сей Царь Славы?» - «Господь сил, Той есть Царь Славы»… и взялись врата вечные (завеса раздралась), и вошел, на пострадавших мучениках почивая, Царь Славы, изображенный на святом антиминсе Господь Иисус Христос, и воссел на новоосвященном престоле; святые же мощи в сребропозлащенном ковчежце положены были под престол. По окончании освящения совершена была божественная литургия в сослужении настоятеля Задонского монастыря архимандрита Иоанникия, игумена Кассиана, члена консистории священника Г. Алферова, благочинного священника Н. Холодовича, уездного наблюдателя священника Ник. Высоцкого, священников П. Светозарова, Иоанна Болховитинова и местного священника Е. Мишина. За божественной литургией два инока Задонского монастыря были посвящены – один во иеромонаха, другой во иеродиакона».

Во время освящения многие из присутствовавших не могли сдержать слез умиления. Владыка произнес назидательное слово о необходимости и важности храма. Закончилось торжество благодарственным молебствием с провозглашением обычного многолетия.

На освящении присутствовали: воронежский вице-губернатор, местные городские власти и много приглашенных из уезда Для них в покоях настоятельницы была устроена трапеза. Для богомольцев трапезу устроили в ограде монастыря.

16 августа за ранней литургией архимандритом о. Иоанникием был освящен левый Никольский придел. После ранней обедни священником Е. Мишиным была отслужена панихида над могилой игумении Поликсении в присутствии игумении Клавдии с сестрами, некоторых почитателей памяти покойной настоятельницы и богомольцев. Правый же придельный Покровский престол освящен был в тот же день самим Преосвященным Анастасием за поздней литургией. Освящение было совершено с такою же торжественностью и в том же порядке, как и главного престола. После литургии был совершен молебен храмовому празднику – Покрову Пресвятой Богородицы. За многолетием царствующему дому, Святейшему Синоду и Преосвященному Анастасию была возглашена вечная память строительнице храма игумении Поликсении. По выходе из Вознесенского собора владыка Анастасий спустился в склеп, где погребена игумения Поликсения, и почтил память ее служением заупокойной литии.

После долголетних трудов, увидев храм освященным, матушка игумения и сестры обители были в особом благоговейно-радостном настроении. За успешные труды по руководству обителью и завершение строительства величественного монастырского собора игумения Клавдия в 1901 г. награждена была наперсным крестом от Святейшего Синода.

По данным за 1891 год, в Тюнинском монастыре проживало тогда 50 монахинь, 62 послушницы, 6 наемных рабочих, 12 призреваемых в богадельне, 10 учащихся рукоделию и ремеслам, живущих при монастыре. Странноприимный дом обители был рассчитан на 40 богомольцев. Монастырю принадлежало 103,5 дес. пахотной земли, 7 дес. под лесом и кустарником, 4 дес. под сенокосами и пастбищем, 5 дес. под усадьбой5 и 5 дес. – под садом, а всего 124,5 дес., из которых 40 сдавались в аренду.

По состоянию на 1910 год за монастырем числились, кроме указанных храмов, три деревянных одноэтажных келейных корпуса. С южной стороны находился корпус, построенный в 1865 г., с 18 окнами и 7 кельями. С восточной стороны – два корпуса с 24 окнами, построенный в 1867 г., и корпус размером с 20 окнами, построенный в 1860 г. С западной стороны был еще один деревянный корпус и амбар, а также дом на скотном дворе. В монастыре действовали три каменных гостиницы: одноэтажная и двухэтажная. При монастыре в одноэтажном деревянном корпусе, построенном в 1895 г., находилась церковно-приходская школа, в которой обучалось 30 мальчиков и 19 девочек. Монастырская библиотека насчитывала 250 томов.

В монастырской ограде на площади 4,5 дес., помимо перечисленных зданий, были просфорня, бревенчатые амбары, ледники, лавка, омшаник, конюшня, малая кухня. За северной оградой монастыря находилось деревянное здание монастырской гостиницы, разобранное в 1922 г. Богородице-Тихоновскому монастырю принадлежал деревянный дом на хуторе Прохониной.

В 1914 г. в Тюнино подвизались 54 монахини и 77 послушниц. В монастыре служили два священника и диакон.

С началом Первой мировой войны у Богородице-Тихоновского монастыря для нужд государства была временно изъята гостиница при въезде в Задонск (в начале современной ул. Ленина), занимавшая три двухэтажных дома. В бывшей монастырской гостинице разместили 160 пленных солдат австро-венгерской армии. В остальном же жизнь Тюнинской обители протекала по-прежнему. Игумения Клавдия руководила сестрами монастыря вплоть до тех дней, когда стало ясно, что принесенные революционным переворотом 1917 года безбожные «новые времена» - это всерьез и надолго. На глазах матушки Клавдии началось разорение обители и расточение всего, устраивавшегося и собиравшегося годами.

 

Источники:

  1. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район. Часть I. – Клоков А.Ю., Морев Л.А., Найденов А.А., 2007 год

  2. История Задонского Богородице-Тихоновского (Тюнинского) женского монастыря. Морев Л.А., 2004 год.

 

Ссылки и сноски

1 По его же проекту в 1884-1897 гг. была построена Троицкая церковь в существовавшем тогда Скорбященском женском монастыре города Задонска, который был закрыт в 1929 г.; в настоящее время церковь является действующим храмом города, но монастырь прекратил свою историю.

2 У иеромонаха Геронтия указано, что в плане на соборную церковь значились боковые приделы: во имя святителей Николая и Тихона и во имя Всех Святых. В действительности правый придел освящен был в честь Покрова Божией Матери, а левый – в честь святителя Николая.

3 Ныне только пять основных глав.

4 Когда в 2010 году подошли к этапу восстановления хоров в соборе, было обнаружено, что никаких внутренних ходов и самой лестницы на хоры не существовало. Т.е. скорее всего, хорами так и не воспользовались в дореволюционные годы. А сегодня красивая винтовая деревянная лестница восхищает паломников, и по великим праздникам клиросное пение почти из-под купола заполняет все уголки храма.

5 собственно монастырем

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Восстановление монастыря

Комментарии