Profile

Layout

Cpanel

Преддверие веры

Религиозная вера дает широкое мировоззрение не одними лишь соображениями нашего разума. Ведь приходится признать, что достижения как обыденного нашего опыта, так и опыта научного и, соответственно этому, вся область достижений разума имеет границы, за которыми находится неизвестное. Открывать новое и новое для себя в природе, хотя бы и такое, что раньше человеку и не снилось, — вот область поисков разума. И все- таки это не больше того, как открывать уже готовое, в природе данное. Такие открытия совершает наука.

Однако установить первую причину жизни, объяснить, что есть жизнь, сказать, имеются ли объективные цели в жизни мира, объяснить происхождение самого разума — все это выходит за пределы научного опыта, а значит, и за пределы области разума. Эти вопросы предлагаются разуму, но он на них отказывается отвечать, так как это значило бы сойти со своих методических рельс в науке, уйти в гадания, предположения. Разум отвечает на эти вопросы от имени науки: ignoramus, не знаю. Разум по своей природе агностик.

Но разум еще не весь человек. Разум только орудие у человека, не им самим придуманное, а от природы его данное ему так же, как руки и ноги. От имени науки разум может сказать о том или о другом вопросе: это меня не касается. Но его душа скажет: а меня то как раз наиболее всего касается. Вопросы вечности существуют и требуют ответа. Человек нуждается в полном мировоззрении, охватывающем всю его личную жизнь, ее смысл, ее цель, — а это неразрывно связано со смыслом, с целью жизни всего мира.

По какой-то врожденной причине людей влечет к высшему служению, к самоотверженной деятельности, и каждый признает, что чем благороднее человек, тем сильнее это влечение; человечество ставит памятники тем, кто, пренебрегая личным счастьем, отдавал свою жизнь на служение обществу или умирал за высокую идею. Откуда это влечение ввысь? Откуда тяготение к чистому, высокому, жертвенному, идеальному? Откуда наше преклонение перед чужим самопожертвованием?

При одной мысли об этих частных фактах у человека расширяется кругозор. Он видит в себе и в других качества, не оправдываемые эгоистическими, земными интересами жизни, в таких свойствах, как отвращение от лжи, кротости, неосуждение других, воздержании от чувственных вожделений, от борьбы за земные блага. И тогда у человека рождается сознание, что именно такие качества дают ему наибольший душевный мир, и мало того — они выводят его за пределы этого будничного земного бытия, он входит в мир, расширяющийся до беспредельности, притом в область света и некую высшую область бытия.

Приглядываясь к людям вокруг себя, такой человек видит, что он не одинок. В разных местах, далеко и близко, но сердцем почувствует или заметит он подобных ему людей. Сердце сердцу весть подает. Зрение его души обострилось, стало более духовным. Духовное зрение представляет собой соединение разума с чувством и волей в направлении к чистому, высокому и святому, к молитве, к обращению с братьями по духу.

Когда при свете этого духовного зрения взор человека опускается вниз, он видит суету и мелочность, а часто пустоту и ничтожность земных привязанностей и утех. Взор поднимается ввысь — и душа открывается для веры: "Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое. Воспою и пою во славе моей. Восстань слава моя, воспрянь псалтирь и гусли, я встану рано" (Пс. 56 и 107). "Сердце мое говорит от Тебя: ищите лица Моего, и я буду искать лица Твоего, Господи" (Пс. 26:8).

Найдена дорога для веры, готовы условия для широкого религиозного мировоззрения.

 

 

Источник:

Протопресвитер Михаил Помазанский. Христианская жизнь.

Переживание литургии христианином

Верующие во Христа Спасителя приняли от Него в закон личной жизни заповедь о всецелой любви к Богу и ближним. Исполнение этой заповеди требует непрерывных упражнений в любви Христовой. Падшая и падающая в грех природа человека постоянно отъединяет нас от Бога и ближних греховными мыслями, чувствами и делами.

Восстановление этого слабеющего единения наиболее полно и глубоко христиане получают, присутствуя и молясь в храме на Божественной Литургии.

Переживание литургийных молитв и песнопений драгоценно тем, что открывает верующих к восприятию благодати Божией. Под благодатным влиянием сердца как-то невольно согреваются, смягчаются, делаются дружелюбнее; люди за литургией становятся любвеобильнее, ведь Сам Бог есть Любовь.

От Господа незримо заимствуем мы теплоту своего сердца и износим ее из храма в жизнь домашнюю и общественную. Черствость и сухость эгоизма сменяется на благожелательность и готовность если не к самоотвержению, то, по крайней мере, к братской взаимопомощи.

От частого слушания литургии с сердечным сокрушением верующие незаметно изменяются к лучшему, склоняются и привлекаются к деятельной любви и живому участию в жизни и судьбе окружающих их людей.

Видите, как дорога и неоценимо важна в духовном отношении возможность часто бывать за литургией и как драгоценно счастье износить из храма силу оживающей и расцветающей сердечной любви к Богу и людям.

Но прежде чем приступить к слушанию литургийных молитв, песнопений и тем более причащению св. Тайн, всякому верующему необходимо себя подготовить, и прежде всего, примириться с Богом покаянием и с людьми испрошением у них прощения.

Восстановление единения с Богом и ближними покаянием и примирением вводит («вчленяет») христианскую душу в мистическое Тело Церкви. После того верующий делается способным устремляться всем умом и всем своим сердцем к Богу в литургийных хвалениях, благодарениях и благожелательных прошениях о даровании всем членам Церкви и всему человечеству различных Божиих милостей.

Пред началом литургии в храме обычно читаются так называемые "Часы" - третий и шестой. Последование часов состоит из чтения псалмов, тропарей и просительных молитв. Совершенное внимание к данному чтению углубляет личные покаянные чувства присутствующих в храме, поставляет их в благоговейное чувство присутствия Божия и возбуждает в их сердцах сокрушение о грехах и смирение.

По окончании "Часов" начинается Литургия оглашенных. Священник хвалебно и громогласно "благословляет Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно (т.е. всегда) и вовеки веков". Хор, а за ним весь народ сердечно отвечают "Аминь", то есть "Да будет так".

После того следует возглашение диаконом "великой ектеньи", объединяющей всех в храме молитвенно с Богом и друг с другом.

Народ мысленно и сердечно повторяет каждое возглашение диакона и слова "Господи помилуй", которые поет хор. Переживать слова ектеньи то же, что повторять их внутренне с пониманием, чувством и со всем благожеланием. Эти слова выражают моления о христианах всего мира и о разных существенных потребностях людских.

Заканчивается великая ектения приглашением: молитвенно вспомнить ходатаев о нашем спасении - Пресвятую Богородицу и всех святых и вручить покрову Божию личную жизнь. Священник, продолжая и завершая слова диакона, прославляет затем Святую Троицу.

Вслед за великой ектеньей поются антифоны, т.е. изобразительные псалмы 102 и 145, перемежаемые малыми ектеньями.

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его.

Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя; избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое.

Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь…

Псалмы эти возводят верующие души к умиленному представлению благодеяний Божиих человеку и непосредственного промышления Бога особенно о боящихся Его и предающих себя Его покрову.

Возносится песнь Господу Иисусу Христу:

Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святый Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси Нас.

Следующее пение за Литургией "Блаженны" изображают ступени человеческого восхождения к Богу по лествице добродетелей на основании слов Самого Христа Спасителя в Его нагорной проповеди. Пред мысленным взором слушающих пение одно за другим проходят состояния возвышения к Богу, каковы: нищета духа, плач о грехах, кротость, алчба и жажда оправдания, милосердие, чистота сердца, миротворение среди ближних, терпение гонений и поношений за исповедание Христова имени.

В конце пения совершается вход с Евангелием, знаменующий исхождение Господа Спасителя на общественное служение. Верующие приглашаются припасть и поклониться Христу и воззвать к Нему о личном спасении.

Далее поются разные тропари дня в честь Господа, Божией Матери и святых, читаются Апостольское "зачало", Евангелие и возносятся моления в ектениях о живых и усопших, которые предваряют Херувимскую песнь.

Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение…

Херувимской песнью предначинается "Литургия верных". В пении и чтении этих молитв явно струится благодатная Сила Божия, усиливающая у верующих теплоту христианской любви.

Великий вход во время Херувимской песни изображает шествие Господа Спасителя на Крестные страдания, Его погребение и смерть.

После этого молящиеся открывают пред Господом свои духовные нужды, повторяя внутренне возгласы просительной ектеньи, а диакон призывает "возлюбить друг друга" для единомысленного исповедания Троицы Единосущной и Нераздельной. В древности перед пением Символа веры («Верую…») предстоящие в храме выражали единение любви братским лобзанием. Мужчины обменивались благоговейным сердечным лобзанием с мужчинами, женщины - с женщинами.

По исполнении хором Символа веры начинается так называемый "евхаристический Канон", то есть возглашение и пение ряда благодарственных молитв, выражающих напоминание о благах искупления, дарованных человечеству крестной жертвой Воплотившегося Сына Божия. Молящиеся благоговейно покланяются Господу:

Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней.

Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш!

Во время пения песни "Тебе поем" совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христовы действием Святого Духа. После сего великого таинства призывается имя Ходатаицы пред Богом Пресвятой Богородицы, поминается правящий епископ и произносится благословение священника от имени Господа Иисуса Христа.

Последующая просительная ектенья и пение всем храмом молитвы Господней «Отче наш» приготовляют христиан ко причащению Святых Тайн.

В конце литургии, по окончании причащения воспеваются хвалебные песнопения:

Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть.

Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, весь день великолепие Твое.

 

 

Источник:

1. Епископ Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию.

Восстановление монастыря

Комментарии