Profile

Layout

Cpanel

Возникновение и распространение монашества

Многие пути ведут в Царство Небесное. Евангелие предоставляет нам выбор самых различных образов жизни — каждому соответственно его “призванию“. Тем, которых привлекает более строгий и сосредоточенный образ жизни, Господь предлагает: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и следуй за Мною… Всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или матерь, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную … Есть девственники (в Евангелии “скопцы”) ради Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит… Кто не отречется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником” (Мт. 16:24, 19:12-21 и 19:29; Лук. 14:26-27, 33). Этими призывами к подвигу Господь положил начало аскетическому образу жизни.

Не удивительно поэтому, что стремление к уединенному подвижническому образу жизни возникло одновременно с христианством. Согласно преподобному Кассиану (IV-ый век) первыми монахами были ученики евангелиста Марка, который служил епископом г. Александрии (тогда столице Египта). Искатели подвижнического образа жизни удалялись в самые отдаленные от города места, где вели особый возвышенный образ жизни по правилам, составленным апостолом Марком. Иудейский историк Филон, современный апостолам житель Александрии, описывает жизнь некоторых Ферапевтов, удалившихся в предместья Александрии — именно такой, какой изображена преп. Кассианом жизнь первых александрийских монахов, и называет жилища их монастырями.

Есть сведения, что и в Сирии монашество появилось уже в апостольские времена. Преподобная Евдокия, жившая с 96 г. по Р.Х. в Сирийском городе Илиополе в царствование Траяна, обращена в христианство преп. Германом, настоятелем мужского монастыря, в котором жили 70 иноков. Сама она после принятия христианства поступила в монастырь, где жили 30 монахинь.

Несмотря на скудость документальных сведений, нет сомнения, что монашество возникло уже в апостольский век. Трудно допустить, чтобы в те времена большого духовного горения не было христиан, которые бы не последовали учению апостола Павла о девстве, изложенному в послании к Коринфянам (1 Кор. 7-я глава). Живым примером для таких девственников всегда были и будут Сам Господь Иисус Христос, Приснодева Мария, пророк Иоанн Креститель, возлюбленный ученик и девственник апостол Иоанн Богослов, апостол Павел, апостол Иаков, брат Господень и первый епископ Иерусалимский и многие другие. Вот каким высоким примерам следовало монашество, вот откуда оно зародилось, где его духовный исток.

Так именно объясняет происхождение монашества преподобный авва Дорофей, который пишет: “Они (христиане) поняли, что, находясь в миру, они не могут удобно усовершенствоваться в добродетели и выбрали особенный образ жизни, особенный порядок провождения времени, особенный образ действия, — именно монашеское жительство, и начали уходить от людей и жить в пустынях. Подвизаясь в посте, в бдении, они спали на голой земле и переносили различные добровольные страдания, совершенно отрекались от отечества и сродников, от имений и приобретений. Одним словом, они распяли себя для “мира”.

В древних монашеских общинах главное внимание уделялось духовным занятиям: молитве, посту и созерцательным размышлениям о Боге и духовном мире. Но и физический труд считался необходимым для разнообразия в занятиях, поскольку давал средства к пропитанию и возможность благотворить бедным.

В начале 4-го столетия в Египте возникает стихийное стремление к монашеству. Ослабление строгости христианской жизни со вступлением в церковь таких язычников, которые и в христианстве продолжали заботиться только о мирском, побуждало наиболее усердных из христиан уходить из городов и селений в пустыни, чтобы там, вдали от мирских волнений, проводить жизнь в подвигах самоотречения, молитве и размышлениях о Боге.

Одним из более известных ранних отшельников Египта был преп. Павел Фивейский, проживший с 23-х лет до 130 лет в Фиваидской пустыне. В год его поселения в пустыне родился знаменитый Антоний, который считается основателем пустынножительного монашества.

Преподобный Антоний Великий родился в середине 3-го столетия в Египте. Стремясь к совершенному уединению, он поселился в развалинах старой крепости на восточном берегу Нила. Двадцать лет он прожил здесь в совершенном уединении, подвизаясь в посте и молитве и подвергая себя различным лишениям. Со временем многие люди узнали о нем и стали посещать его, а некоторые пожелали даже поселиться около него, чтобы под его руководством вести такую же подвижническую жизнь. Так, постепенно, к 305-му году вокруг преподобного Антония образовался круг учеников-подвижников.

Подробных правил относительно монашеской жизни святой Антоний не давал, но в общем виде он объяснил путь, которым можно достичь нравственного совершенства. Так, на примере собственной жизни он учил их отречению от земных благ, совершенной преданности воле Божией, непрестанной молитве, уединенным размышлениям о Боге, физическому труду. Преподобный Антоний основал отшельническое иночество. По установленному им порядку, подвижники, находясь под руководством одного старца (аввы, отца), жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах и предавались уединенным подвигам. Такие подвижнические общины назывались лаврами.

Святитель Афанасий Великий (середина 4-го столетия), изображая жизнь учеников Антония Великого, говорит, что [египетские] “пустыни были наполнены иноками, проводившими жизнь в пении псалмов, чтении, молитвах, посте и бдении. Это были люди, ищущие вечных благ, живущие в уединении и любви, трудящиеся своими руками не столько для себя, сколько для пропитания бедных. Пустыня стала как бы обширной страной, совершенно отрезанной от мира, в которой ее счастливые обитатели не имели другой цели, кроме той, чтобы духовно совершенствоваться и пребывать в общении с Богом. Они не знали ни ропота, ни прекословия и старались лишь делать добро ...”

Изумительная жизнь преп. Антония, его дар чудес и небесные откровения, которых он удостоился — все это производило сильное впечатление на современников. Уже при его жизни Фиваидская пустыня (южная часть Египта) стала населяться отшельниками, жившими в уединенных кельях. Антоний не предписывал внешних правил для иноческой жизни, заботясь, главным образом, о внушении искреннего благочестия, однако, с умножением числа иноков, оказалась необходимость в правилах, которые бы могли поддерживать и укреплять волю в борьбе с искушениями.

Еще при жизни преп. Антония появился другой вид монашеской жизни — общежительный. Подвижники, собираясь в одну общину под управлением аввы, проводили жизнь вместе в одном или нескольких помещениях, следуя одним правилам. Такого рода общины назывались монастырями (киновиями). Основателем монашества общежительного был преподобный Пахомий (348 г.).

Святой Пахомий Великий тоже родился в Египте. Находясь на военной службе, он во время одного похода получил возможность познакомиться с христианской благотворительностью, пожелал сделаться христианином и, действительно, по окончании военной службы крестился. Познакомившись с подвижнической жизнью в Фиваидской пустыне, Пахомий для дальнейших подвигов избрал уединенное место около реки Нил, известное под названием Тавенны. Здесь у преподобного Пахомия возникла мысль основать общежительное иночество. На одном из островов Нила он устроил монастырь, в котором желающие могли подвизаться и жить вместе.

Весть о подвигах Пахомия вскоре привлекла к нему множество учеников, так что построенный им монастырь не мог вместить всех желающих, и он вынужден был основать еще несколько новых монастырей, находящихся недалеко друг от друга на берегах Нила. Он основал также и женский монастырь на противоположном берегу Нила, где поселилась его родная сестра.

В основанных им монастырях Пахомий ввел определенные правила монашеского общежития. Это первый иноческий устав. Все общество монахов, разделенное Пахомием на 24 класса, по степени развития их духовной жизни, находилось под управлением одного общего аввы. Каждый монастырь имел своих начальников, называвшихся настоятелями и игуменами. Они находились в подчинении главного аввы и сообщали ему о состоянии своих монастырей. В монастырях были еще экономы с помощниками, заведовавшие хозяйственной частью. Начальствующие лица должны были быть образцом монашеской жизни для остальной братии. Под руководством своих начальников монахи должны были проводить жизнь в молитве, чтении книг духовного содержания, особенно Священного Писания, и трудах. Общественное богослужение совершалось два раза в сутки — днем и ночью. Монахи собирались в церковь по условному знаку, скромно и в молчании, читали Священное Писание и молитвы, пели псалмы. По воскресеньям причащались Святых Таин. Кроме того, иноки должны были молиться самостоятельно перед отходом ко сну и после сна. После молитвы или богослужения настоятель беседовал с братией о христианской жизни. Чтением монахи занимались в своих кельях в свободное от молитвы и работ время. Книги они получали из монастырской библиотеки от эконома.

Иноки возделывали землю, разводили сады, работали в кузницах, на мельницах, кожевенных мастерских, плотничали, делали сукно, плели корзины. На работу они выходили по порядку и в молчании, вслед за своим настоятелем. Молчание предписывалось во всякое время. Все эти обязанности иноки должны были исполнять с безусловным послушанием. Без позволения начальников никто из братии не только не мог выйти из монастыря, но не мог даже начать новой работы. Все иноки носили одинаковую, самую простую одежду. Нижняя одежда была льняная— хитон без рукавов, верхняя — кожаная, на голову надевалась волосяная шапочка, а на ноги — сандалии. Эта одежда никогда не снималась, даже во время сна. Постелей для сна у иноков Пахомия не было, а были сидения между двумя стенками; подстилать дозволялось только рогожу. Вставали иноки задолго до рассвета. Пища употреблялась иноками самая простая, однажды в сутки, обыкновенно в полдень. Питались иноки хлебом, маслинами, сыром, овощами и плодами. В субботу и воскресенье предлагалась вечерняя трапеза. Ели все вместе в молчании.

В уставе аввы Пахомия нестяжательность — один из главных иноческих обетов. Вступающему в общину монаху не дозволялось приносить в монастырь никакого имущества, даже мирские одежды вновь прибывшего отдавались неимущим мирянам. Работа, исполненная тем или иным братом, принадлежала не ему, а всей общине. Все необходимое для жизни иноки получали из общих средств монастыря. Экономы распоряжались снабжением братии пищей и одеждой из материалов, заготовленных в монастыре или купленных ими на стороне на деньги, вырученные от продажи иноческих изделий. Для того чтобы эти правила выполнялись, Пахомий установил, что вступающих в общину должны принимать не раньше, чем после годичного испытания.

Еще при жизни преподобного Пахомия основанное им общество монахов возросло до 7-ми тысяч, а через сто лет после него — до 50-ти тысяч. Отшельническое и общежительное монашество скоро распространилось по всему Египту и перешло в другие страны. Так, Аммон основал общество пустынножителей на Нитрийской горе с прилегающей к ней пустыней, а Макарий Египетский — в Скитской пустыне, где подвизалось много замечательных подвижников. Иларион, любимый ученик Антония, перенес монашество на свою родину, в Палестину, где около Газы основал монастырь. Отсюда монашество распространилось по всей Палестине и Сирии.

Третий вид иночества — это лавры. Основание ему положили Макарий Старший, живший в пустыне Египта возле Ливии, и Аммон, поселившийся в Нитрийской горе (в западной части Египта). В лаврах мы видим соединение отшельничества с общежитием. Каждый подвизался отдельно, в особой келье. Кельи были разбросаны вокруг жилища аввы и имели между собой известные расстояния. Они располагались как бы в виде переулков, откуда и название Лавра (дорога, переулок). Отшельники в первый и последний дни недели собирались вместе для Богослужения, а в остальные дни хранили безмолвие. Если кто-либо не приходил на общие собрания, заключали, что он болен, и некоторые из братий посылались его навестить. Жизнь в лаврах была намного труднее, чем в киновиях, и к подвигу безмолвия приступали сначала после подготовки в киновиях. Вступившие в монашество жили сначала в монастыре и исполняли иноческие обязанности, а те, которые уже достигли некоторого совершенства в подвижнической жизни, помещались в кельях.

Так благодаря преподобным Антонию Великому, Пахомию Великому, Макарию Старшему и их ученикам Египет стал рассадником иночества на всем Ближнем востоке. “Нигде, по словам историка Евсевия, слава евангельского учения ни над кем <в те века> не явила столько своей силы, как в Египте”. Видно недаром древний Египет глубоко задумывался над вопросами о бессмертии и вечности...

Святитель Василий Великий, совершивший путешествие по Египту и Палестине и ознакомившийся там с монашеской жизнью, распространил монашество в Каппадокии (в Малой Азии, ныне Турции) как мужское, так и женское. Устав, который он дал своим монахам, скоро распространился по Востоку и стал всеобщим. В 5-ом веке уже весь Восток был усеян монастырями. Из подвижников 5-го века замечательны Исидор Полусиот, Симеон Столпник, Евфимий, Савва Освященный и многие другие.

В 6-ом веке жили замечательные подвижники: Симеон Юродивый, принявший на себя подвиг юродства Христа ради и достигший полного бесстрастия, и Иоанн Лествичник, много лет подвизавшийся на горе Синайской и написавший сочинение, известное под названием “Лествица”, в котором изобразил степени духовного восхождения к нравственному совершенству; в 7-ом веке — Алипий Столпник, подвизавшийся на столпе более 50-ти лет. В конце 8-го и начале 9-го века представителем строгой монашеской жизни был известный защитник почитания икон — Феодор Студит. Из его монастыря, славившегося строгостью иноческой жизни, выходило много подвижников благочестия, например в 9-ом веке Николай, подвергавшийся истязаниям за почитание икон, Иоанникий, прославившийся даром прозрения, и другие.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Восстановление монастыря

Комментарии